sarmata (sarmata) wrote,
sarmata
sarmata

Category:

История Красной Шапочки

В посте о костюме санкюлотов я уже писал о фригийском колпаке, известном также как "красная шапка Свободы" (le bonnet rouge de la liberté). 

См.: http://sarmata.livejournal.com/122314.html

Теперь следует подробнее рассказать об истории этого головного убора. Как я уже писал, он известен с глубокой древности. Подобные шапки носили фригийцы, скифы и другие жители Малой Азии и Причерноморья (включая легендарных амазонок). Фригия - область в Малой Азии. Царем Фригии был Мидас, известный по греческим мифам тем, что получил от бога Диониса дар превращать в золото все, к чему он прикоснется. Мидас был судьей на состязании Аполлона и Пана в музыкальном искусстве и присудил победу Пану - за это Аполлон наделил его ослиными ушами. 

Во фригийском колпаке изображали Париса, Энея и других троянских героев, а также Орфея, Ганимеда... В любом случае фригийский колпак указывал на восточное происхождение персонажа. 

Орфей. Римская мозаика из Ара Флавия


Парис и Елена (с картины Жака-Луи Давида) 


В македонской армии были популярны бронзовые шлемы в виде фригийской шапки. Подобный шлем найден в могиле Филиппа II Македонского. 


В Римской империи фригийский колпак надевали рабы, получившие свободу. Кроме того, фригийский колпак был атрибутом персидского солнечного бога Митры, чей культ получил широкое распространение в Римской империи до принятия христианства.

Митра, закалывающий быка. Фреска. 3 в.н.э. Марино, Италия


Митра почитался на широком пространстве от ханьского Китая до Рима: в Парфии, Кушанской империи, Боспорском царстве... Имя Митридат (перс. Дар Митры), носили несколько понтийских царей, самым знаменитым из которых был Митридат VI Евпатор.

Монета парфянского царя Митрадата I (около 171-138 гг. до н.э.) 


Для сравнения: Марианна (символ Французской республики) 


В красных фригийских колпаках изображены волхвы на мозаике базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.) 


В дореволюционной Франции подобный головной убор носили моряки и каторжники на галерах. Вскоре после взятия Бастилии вошел в употребление фригийский колпак, или колпак свободы. Он был красного цвета и украшался национальной кокардой. 

Фригийский колпак на революционной гравюре с изображением аэростатов. Около 1794 г. 


Огромный красный колпак, возможно, символизирует "Гору" - название партии якобинцев-монтаньяров.

В 1815 г. в начале Ста дней Наполеон взял на вооружение революционную риторику. На раскрашенной гравюре того времени он изображен с якобинским красным колпаком на пике. 
Tags: Великая Французская революция, античность, история костюма, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments