?

Log in

No account? Create an account

sarmata


Раннехристианское искусство

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

После того, как христианство стало в Риме господствующей религией, новообращенные христиане принялись крушить языческие храмы и статуи, видя в них не произведения искусства, а языческих идолов. В этом они мало чем отличались от талибов, уничтожавших буддийские памятники в Афганистане. Фанатизм всегда деструктивен.

Однако первые христиане, будучи (вместе с варварами) могильщиками античной цивилизации (впрочем, они лишь ускорили ее естественную смерть), в то же время создали свое оригинальное и неповторимое искусство, в котором античные мотивы тесно переплелись с новой христианской символикой.

Апостолы Петр и Павел. Рельеф 5 в.

Иисус и самаритянка. Фреска катакомб Via Latina в Риме. 3-4 в.


"Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы... " (Ин. 10:11).

Иисус - Добрый Пастырь. Катакомбы Калликста в Риме. Около 250 г.


Иисус и апостолы. Катакомбы Домициллы в Риме. Около 300 г.


Иисус в виде Орфея. Катакомбы Петра и Марцелла в Риме. 4 в.


Христос на троне с предстоящими апостолами Петром и Павлом. Катакомбы Петра и Марцелла в Риме. 4 в.


"Аз есмь Альфа и Омега" (Откр. 1, 8)

Иисус - Альфа и Омега. Катакомбы Коммодиллы. 4 в.


Богоматерь с младенцем Иисусом. Катакомбы Присциллы в Риме. 3 в.


Исида с младенцем Гором. Фреска катакомб в Риме


Иисус в виде Аполлона. Мозаика 3 в.


"Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь." (Ин. 15:1), "Аз есмь Лоза, вы же гроздие" (Ин. 15:5).

Иисус (Пастырь Добрый) и ангелы, собирающие виноград. Мраморный рельеф. 4 в.


Иисус в виде императора. Роспись катакомб в Риме. 3 в.


Для сравнения: статуя Августа из Прима Порта в Риме. Около 20 г.н.э.


Распятие. Слева - повесившийся Иуда. Слоновая кость, резьба. Около 420 г.


Иисус и рыбаки (апостолы Петр и Андрей). "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Матф. 4:19). Мозаика базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. 5 в.


Иисус Пантократор (Вседержитель). Икона 6 в. Монастырь св. Екатерины. Синай, Египет.


Христос во славе. Миниатюра из Codex Amiatinus. 8 в.


Иисус (Иса). Средневековая турецкая миниатюра


См. также:
Равенна
Айя-София

 

* * *
* * *
[User Picture]
On May 20th, 2007 03:06 pm (UTC), wellvocja commented:
в Пантократоре действительно чувствуется мощь, не смотря на проблемы с глазами.
* * *
[User Picture]
On May 20th, 2007 03:35 pm (UTC), anatoliya commented:
И в Кападдокии. Здесь построено много первохристианских монастырей с уникальными фресками. По легенде, их было 365. Поражает воображение семиярусный подземный город Деринкуйю, с комнатами, коридорами, кухнями, залами, колумбариями, церквями с великолепными фресками. Правда, они не очень хорошо сохранились.

[User Picture]
On May 20th, 2007 04:54 pm (UTC), sarmata replied:
Спасибо! Интересно.
[User Picture]
On May 20th, 2007 06:21 pm (UTC), bogusbogus replied:
Кападокия!
Заходишь в пещеру, а там церковь.
Или наивные рисунки с индийскими павлинами.
Жаль, там нам фотографировать не разрешали..
* * *
[User Picture]
On May 20th, 2007 03:54 pm (UTC), k23_kej5 commented:
снова спасибо! сказать нечего =)
* * *
(Deleted comment)
[User Picture]
On May 20th, 2007 04:53 pm (UTC), sarmata replied:
Спасибо. Рад стараться! :)
* * *
[User Picture]
On May 20th, 2007 04:34 pm (UTC), joxaren_juksu commented:
Красиво, как всегда хорошая подборка отличных фотографий!
<<неповторимое искусство, в котором античные мотивы тесно переплелись с новой христианской символикой.>>
На эту тему вспомнился факт, поразивший меня по прочтении Аверинцева, я с удивлением узнал что для придворных поэтов христианнейших императоров Восточного Рима было нормально сочинять молитвы и одновременно стихи на языческие темы.
А Пантократор - по-моему лчший образ Спасителя! (все-таки странно что шум идет обычно по-поводу итальянцев (хотя спору нет они хороши),а шедевры найденные на Синае или тотже фаюмский портрет остаются в тени)
[User Picture]
On May 20th, 2007 04:51 pm (UTC), sarmata replied:
Да, мне тоже нравится этот образ Спасителя. Вы верно заметили связь с фаюмскими портретами. К тому же Пантократор выполнен в технике энкаустики. Кстати, я о фаюмских портретах тоже писал. См.:
http://sarmata.livejournal.com/80292.html
http://sarmata.livejournal.com/80562.html
[User Picture]
On May 20th, 2007 08:53 pm (UTC), sarmata replied:
Поменял изображение Пантократора на другое - большего размера и лучшего качества.
[User Picture]
On May 21st, 2007 02:31 pm (UTC), stykov replied:
А "шум" идет потому, что это итальянское искусство Возрождения - взгляд на мир и христианство глазами современного человека, более того, практически первый ясный новый взгляд. В определенном смысле это преодоление античного наследия, через его постижение и выход на новый уровень художественного познания мира.
Да и по "классу", на мой взгляд, с "возрожденцами" сравнятся только лишь великие образцы греческого искусства периода расцвета.
[User Picture]
On May 21st, 2007 06:42 pm (UTC), joxaren_juksu replied:
Я в искусстве человек малообразованный, и эстетику возрождения и античности листал только в изложениее Лосева (поэтому взгляды мои субъективные и очень личные). Мне как зрителю правда не очень понятно почему "пресловутая" Джоконда :-) (сразу оговорюсь ничего против итальянской живописи не имею) достойна восторгов, а фаюмский портрет нет? Чем собственно он хуже именно с эстетической точки зрения? для зрителя? Хуже по технике? Говоря про "шум" я имел ввиду только некую на мой взгляд предвзятость по отношению к Возрождению ("что только тогда и творили велики художники, а до этого мрак темных веков").
<<искусство Возрождения - взгляд на мир и христианство глазами современного человека, более того, практически первый ясный новый взгляд. В определенном смысле это преодоление античного наследия, через его постижение и выход на новый уровень художественного познания мира.>>
Современного человека в смысле человека "секулярного"? Новый и ясный взгляд по отношению к чему, преодоление и рецепция античности происходила не только в Италии, и не только в итальянском исскустве(таже Византия).
Насчет "класса" икона Христа Пантократора это все-таки VI век, когда античность уже стала плодородной почвой для новой христианской культуры Средиземноморья и окрестностей.
[User Picture]
On May 22nd, 2007 10:03 am (UTC), sarmata replied:
Я с Вами согласен насчет "шума". Многие произведения искусства давно стали брендом, частью массовой культуры, и их популярность вызвана не (с)только художественными достоинствами (которых я не отрицаю), а существующим вокруг них "шумовым" эффектом. Иначе трудно объяснить, почему к Венере Милосской в Лувре не пробиться, а мимо других настоящих шедевров публика проходит равнодушно.

Популярность других произведений, например, "Черного квадрата" Малевича вообще держится исключительно на оценках, сложившихся в профессиональных кругах (также несвободных от предвзятости и случайности). Рискну предположить, что большинство посетителей музеев "стихийные реалисты". Я считаю, что значение "Черного квадрата" в том, что в нем отразился определенный момент в истории искусства, когда формализм и беспредметность были доведены до предельной возможности (или до абсурда), но говорить, что это шедевр "сам по себе", я бы лично не стал. Сомневаюсь, что он способен доставлять эстетическое наслаждение. Но как символ, сочетающий простоту с многозначностью (вплоть до "черного ящика" и "черных дыр"), пожалуй, да. Но это распадение искусства на элементарные частицы, результат "вторичного упрощения" (по К. Леонтьеву).
[User Picture]
On June 2nd, 2007 08:08 am (UTC), tom_i_lina replied:
Если верить, что Бог говорит с нами через посредников - художников, поэтов и пр., то "Черный квадрат"одно из самых страшных его посланий человечеству, в своем роде - "антиикона". В искусстве адского 20 века я вижу много посланий,так и не прочитанных, а иногда и ложно истолкованных профессиональными искусствоведами-толмачами, и современное существование "Черного квадрата" не в строго очерченном - идеологическом, но - художественном пространстве- для меня лично еще одно свидетельство грядущего тоталиторизма.Неспособность противостоять очевидному "король голый", неощущение собственной души, но тяга к стадным авторитетам рано или поздно реализуется в утрате личностного и в реальной жизни. Извините за непроявленность текста и измену заявленной теме. И за журнал - спасибо.
* * *
On May 20th, 2007 05:26 pm (UTC), erringare commented:
Мне трудно говорить о художественных достоинствах этих изображений, ибо я не искусствовед, но от них исходит ощущение тепла ... Как говорится, согревают душу.
Спасибо за публикацию.
* * *
[User Picture]
On May 20th, 2007 08:24 pm (UTC), b_a_n_s_h_e_e commented:
Спасибо! Большинство этих изображений вижу впервые. Особенно последнее очень интересное.
[User Picture]
On May 20th, 2007 08:54 pm (UTC), sarmata replied:
Не могу с Вами не согласиться.
* * *
[User Picture]
On May 21st, 2007 04:55 am (UTC), eugene_gu commented:
Нет ли у вас образов Мусы и Ибрагима?
Интересно было посмотреть на не канонические(распятый полуобнаженный бородатый человек) изображения Христа. Обрас Христа-"пастыря доброго" по-моему более человечен и понятен. Но, с момента включения церкви в управление мирской жизнью, не востребован.

Нет ли у вас, в дополнении к образу Исы, образов Мусы(Може, Моисея) и Ибрагима(Авраама)?
[User Picture]
On May 21st, 2007 05:11 pm (UTC), sarmata replied:
Re: Нет ли у вас образов Мусы и Ибрагима?
К сожалению, нет. Но если найду, обязательно выложу.
[User Picture]
On May 22nd, 2007 12:27 pm (UTC), sarmata replied:
Re: Нет ли у вас образов Мусы и Ибрагима?
Вот, например, миниатюра: пророк Моисей (Муса) и Мохаммед ангелом Гавриилом (Gabriel). Музей исламского искусства, Берлин.


[User Picture]
On May 22nd, 2007 04:40 pm (UTC), eugene_gu replied:
Однако ересь...
Однако изображать Мохаммеда не в виде пламени, а в виде фигуры человека, не прорисовав только лицо - та ещё ересь.
[User Picture]
On May 22nd, 2007 05:17 pm (UTC), sarmata replied:
Re: Однако ересь...
Скоро очередь дойдет и до исламского искусства. :)
* * *
[User Picture]
On May 21st, 2007 02:36 pm (UTC), stykov commented:
Интересно, а какое море за спиной у Христа Пантократора? По рельефу на Мертвое вроде не похоже.
Он мне, честно говоря, какого-то голливудского актера напомнил. Додумывать уже ничего не надо, вся мировая скорбь выражена на лице с помощью системы Станиславского.
* * *
[User Picture]
On June 2nd, 2007 10:39 am (UTC), joxaren_juksu commented:
Немного юмора - как можно использовать фаюмские портре
* * *
— On October 19th, 2010 01:22 pm (UTC), mace07 posted a reply · Expand
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry