?

Log in

No account? Create an account

sarmata


"Гроздья гнева"

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

"А у вас в Америке негров вешают!" - таков был популярный ответ на обвинения в нарушении прав человека в СССР. Фраза эта давно стала одиозной, символизирующей зашоренность сознания людей за железным занавесом, однако, возникла она не на пустом месте. 

1930-е годы - это не только время "Хрустальной ночи" и еврейских погромов в Германии, не только время сталинского террора и политических процессов в СССР, но и время судов Линча в Америке. (Разумеется, чужие преступления не могут служить оправданием собственных, но не следует вырывать их из исторического контекста. Масштаб этих явлений был, конечно, разным, но они свидетельствуют о волне жестокости и насилия, охватившей в эти годы различные страны.)

Практика убийств без суда и следствия, без формального соблюдения законности и правосудия, без права обвиняемого на защиту принадлежит к особо позорным страницам новейшей истории США. 

В первой половине XX века бессудные расправы над чернокожими, подозреваемыми в совершении преступлений или просто неугодными белому большинству, были довольно заурядным явлением, особенно в южных штатах. Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые, преимущественно представители национальных меньшинств (итальянцы, евреи, ирландцы).

Линчевание осуществлялось обычно через повешение, однако нередко сопровождалось пытками, издевательствами и сожжением на костре. 

"Аутодафе" XX века. Тем временем в Германии штурмовики жгут книги. Скоро заработают печи крематориев в "лагерях смерти". 


Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а представители местной администрации. Иногда устраивались настоящие шоу, собиравшие большое количество народа. Люди приходили вместе с детьми, чтобы посмотреть на интересное зрелище и сфотографироваться на фоне повешенных. 



"Народные гуляния" после линчевания. Реалити-шоу понравилось.  


Линчевание во Флориде, 1935 год. Детишкам весело.


Сохранилось множество почтовых открыток (!) с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют веселые и смеющиеся участники суда Линча. Очевидно, подобная продукция пользовалась спросом.

Хотя суды Линча осуждались федеральным правительством, власти долгое время не предпринимали должных мер для их прекращения. Известны случаи, когда оправданного законным судом толпа линчевала при выходе из зала суда, и власти этому не препятствовали. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Разумеется, подобная практика бессудных убийств вызывала широкие протесты в американском обществе. На фото: демонстрация в Гарвардском университете против судов Линча (1930-е гг.).


Под воздействием общественного мнения власти стали вести более активную борьбу с самосудами, и после Второй мировой войны случаи линчеваний стали единичными, в основном, связанными с деятельностью экстремистских групп вроде Ку-Клукс-Клана.  

Ныне практика бессудных убийств в США ушла в прошлое, много сделано для преодоления расовой и национальной нетерпимости.

Справедливости ради следует сказать, что суды Линча в XX веке практиковались и в других странах, в том числе "цивилизованных".

30 октября 1956 г. в Будапеште. Толпа линчует "агента спецслужб". В отличие от "Пражской весны", венгерские события 1956 г. сопровождались жестокими эксцессами. 

* * *
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 02:02 pm (UTC), joachim_murat commented:
Гы... Черенький анекдот в тему: Рождество в негритянской семье:
-Тук-тук.
-Кто там?
-Я куклусклан... тьфу, то есть, Санта-Клаус!
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 02:33 pm (UTC), noctu_vigilus commented:
Знаменитая история есть, как в Теннеси за убийство линчевали слона из бродячего цирка: [http://www.blueridgecountry.com/elephant/elephant.html]

8,22 КБ
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 02:48 pm (UTC), verticaltreck commented:
Венгрия-56 всё же не в кассу, имхо - там в то время было что-то типа народного восстания или гражданской войны, а в США такого не наблюдалось.
[User Picture]
On January 27th, 2008 02:54 pm (UTC), verticaltreck replied:
Вдогонку
"...неистовый дух Запада, страны мятежников и линчевателей, порой объединявшихся в одном лице. Вот и сейчас они
объединились...Выбирайте что угодно, - ваш мятежный самосуд или нашу скучную законность, но, ради господа всемогущего, пусть уж будет одно для всех беззаконие или одно для всех правосудие." - Честертон об американцах.
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 03:56 pm (UTC), konstpaus commented:
да, очень наглядно, и после всего этого они нас всегда называли империей зла, а они всегда были блюстителями свободы и равенства

сделал ссылку в своем ЖЖ на Ваш пост )
[User Picture]
On January 28th, 2008 10:11 am (UTC), iryn_mykola replied:

И после всего этого…

А мы называли империей зла их, а себя считали блюстителями свободы и равенства. Любой, у кого достаточно мозгов, чтобы дышать, понимает — ни они, ни мы не были правы. Вы это понимаете?
— On January 28th, 2008 10:17 am (UTC), konstpaus posted a reply · Expand
— On January 29th, 2008 11:39 am (UTC), babitto posted a reply · Expand
— On January 30th, 2008 08:27 am (UTC), iryn_mykola posted a reply · Expand
— On January 28th, 2008 02:29 pm (UTC), mwolf_ posted a reply · Expand
— On January 28th, 2008 04:31 pm (UTC), konstpaus posted a reply · Expand
— On January 28th, 2008 04:40 pm (UTC), mwolf_ posted a reply · Expand
— On January 28th, 2008 04:42 pm (UTC), konstpaus posted a reply · Expand
— On January 28th, 2008 04:48 pm (UTC), mwolf_ posted a reply · Expand
— On January 28th, 2008 05:02 pm (UTC), jescid replied, “И как сравнили?” · Expand
— On January 28th, 2008 05:48 pm (UTC), mwolf_ replied, “Re: И как сравнили?” · Expand
— On January 28th, 2008 09:13 pm (UTC), nikoberg replied, “Re: И как сравнили?” · Expand
— On January 29th, 2008 08:27 am (UTC), mwolf_ replied, “Re: И как сравнили?” · Expand
— On January 29th, 2008 08:54 am (UTC), nikoberg replied, “Re: И как сравнили?” · Expand
— On January 29th, 2008 08:58 am (UTC), mwolf_ posted a reply · Expand
— On April 6th, 2008 08:36 am (UTC), onchoys posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 04:26 pm (UTC), dagmara commented:
вы бы хоть предупреждали что под катом жуткие фотографии, а то у некоторых психика неустойчивая к таким вещам :-((
[User Picture]
On January 27th, 2008 07:33 pm (UTC), sarmata replied:
Да, виноват. Исправлю.
— On January 28th, 2008 09:13 pm (UTC), nikoberg posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 07:17 pm (UTC), akrav commented:
            Можно отметить, что всего за 50 и 40 (и кажется, даже 30) лет до того -- расправы по закону Линча были редки, совершались втайне, а не публично, и наказывались американскими властями с такой же беспощадностью, как любое убийство.
            Если проводить параллель с Россией -- вспомним, что к концу ХIХ века смертная казнь уже не практиковалась (была ли официально отменена?).  И каким идиотским вздором прозвучало бы в 1890 году предсказание, что, дескать, в следующем веке в стране будут бессудные расстрелы и пыточное следствие!
[User Picture]
On January 28th, 2008 08:01 am (UTC), sarmata replied:
Действительно, смертная казнь в России до 1906 г., когда были учреждены военно-полевые суды с упрощенным судопроизводством, применялась очень редко.
В деревне самосуду нередко подвергали за конокрадство, хищение посевного зерна из чужих амбаров. Крестьянская жизнь была достаточно суровой, и кража рабочего скота или посевного зерна обрекала крестьянскую семью если не на голодную смерть (община могла помочь), то на кабальную нищету точно. На подобные расправы полиция часто закрывала глаза. Разумеется, никому из участников самосуда не пришло бы в голову фотографироваться "на память" с убитым (хотя какие фотоаппараты могли быть у мужиков?), и не только из страха перед уголовным наказанием. Люди сознавали, что "взяли грех на душу".





* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 07:33 pm (UTC), rudzin commented:
Мрак какой. И эти люди до сих пор запрещают нам ковыряться в носу.
[User Picture]
On January 28th, 2008 10:14 am (UTC), iryn_mykola replied:

Ковыряться в носу (во всех смыслах) запрещает здравый смысл и уважение к себе и окружающим.
Если человеку нужно какое-то оправдание — мол, «а наши критики ещё хуже нас!» — то он его найдёт.

Чему ищете оправдание лично вы?
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 07:39 pm (UTC), catherine_catty commented:
Жуть. И самое страшное - дети и публичность. то есть, для этих людей линчевание не было делом, которого надо стыдиться.
Очень люблю "Убить пересмешника". И книгу, и фильм. Интересно, что в детстве, несмотря на все увещевания родственников, я ее не воспринимала. Оценила только став взрослой.
* * *
On January 27th, 2008 07:43 pm (UTC), cantoreal commented:
Чудовищно...
Но поведение "рядовых граждан", конечно же, не удивляет.
* * *
[User Picture]
On January 27th, 2008 08:08 pm (UTC), westernbourg commented:
Мрак.
* * *
[User Picture]
On January 28th, 2008 10:15 am (UTC), iryn_mykola commented:

Главный вывод из всего этого может быть только один.

Интересно, кто-нибудь его заметит, или все ограничатся обличением американских кровопийц-лицемеров?
[User Picture]
On January 28th, 2008 11:21 am (UTC), sarmata replied:
Это пост не дань модному антиамериканизму. Впрочем, я им не совсем доволен. И фотографии больше бьют на эмоции, а это запрещенный прием.

Я писал, что чужие преступления не могут служить оправданием для других. Скажем, нельзя оправдывать катынский расстрел жестоким обращением с советскими военопленными в польском плену в начале 20-х. Одно преступление не "погашается" другим.

Вывод такой: Человек как мыслящее и нравственное существо должен самостоятельно делать свой нравственный выбор, не подчиняясь стадным инстинктам толпы. В "праведном гневе" люди легко сами становятся на путь преступления, в нравственом самоослеплении принимая на себя функции судей и палачей.

Показательно "дело Калоева", которому устроили триумфальную встречу. Калоев отделался непродолжительным тюремным заключением, п.ч. швейцарский суд решил, что он действовал в состоянии аффекта. У нас же его чествовали как умышленного убийцу, совершившего заранее обдуманную месть: "настоящий мужчина, постоял за себя"... Какое-то безумие.
— On January 28th, 2008 05:04 pm (UTC), jescid replied, “А что, Катынь уже решёное дело?” · Expand
— On January 28th, 2008 09:22 pm (UTC), nikoberg replied, “Re: А что, Катынь уже решёное дело?” · Expand
— On January 28th, 2008 09:23 pm (UTC), iryn_mykola posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On January 28th, 2008 05:08 pm (UTC), jescid commented:
Ну вообще-то разница есть...
В СССР публично вешали только нацистских преступников. И то из этого не устраивали __зрелище__.
А вот когда толпы втягиваются в такого рода __шоу__ — это уже диагноз.

Лично мне, чтобы составить мнение о том, что из себя представляет американское общество ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ околоуниверситетской среды типа Гарварда, было достаточно прекрасного фильма с прекрасной Одри Хёпберн («Непрощённая»), где уже во 2-ой половине XX века было показано, что индейцы — это не люди и их не зазорно убивать как СКОТ. И даже если сестра (воспитанная белыми) ТАК убивает брата — это good и подвиг.
[User Picture]
On January 28th, 2008 07:32 pm (UTC), ecoross1 replied:
Re: Ну вообще-то разница есть...
Не все так просто в американском кинематографе :). Даже в классическом вестерне краснокожие часто были честнее тех, кто с ними торговал. См. статьи тут.
Хотя абстрактная любовь к угнетенным как-то меняется, когда эти угнетенные вырываются из резервации по соседству...

P. S. А Одри действительно прекрасна, хотя сам фильм какой-то странный :).
— On January 28th, 2008 09:18 pm (UTC), nikoberg replied, “Re: Ну вообще-то разница есть...” · Expand
— On January 29th, 2008 07:21 am (UTC), ecoross1 replied, “Re: Ну вообще-то разница есть...” · Expand
— On January 29th, 2008 08:53 am (UTC), nikoberg replied, “Re: Ну вообще-то разница есть...” · Expand
* * *
[User Picture]
On January 28th, 2008 07:25 pm (UTC), ecoross1 commented:
Спасибо.
* * *
[User Picture]
On February 5th, 2008 08:29 pm (UTC), paolo_a commented:
Пост поучительный. Почитал и комменты...
Для меня важно несколько моментов (цинично):
- упоение жестокостью и ненавистью белого общества к черным людям гораздо хуже неправедных решений судов по отношению к какой-то части общества. Ибо суды, как и законы меняются достаточно быстро, а вот нравы...
- Однако нравы в США удалось решительно смягчить, воспитав чувство вины у белых и породив основы черного расизма. И это мне кажется ужасным, потому что подрывает сами основы США, как англо-саксонского государства. У меня нет никаких симпатий к Штатам, пугает неопределенность.
- если говорить о том, кто "хуже" США и Россия, то выводы делать рано (ну и глупо, конечно...). У нас 20 век просто живодерство, а у них четверть истории - рабство, и больше половины - апартеид. Но им всего-то два века.
А это фотография Элиотта Ирвитта 1950 г. Просто для визуального ряда.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry